История парфюмерного флакона
История флакона началась с появления первой «душистой» продукции. Изначально флакон представлял собой лишь незатейливый глиняный горшочек. На Древнем Востоке парфюмерные емкости изготавливали из драгоценных металлов и самоцветов, причем камни выбирали размером в 200-300 карат, а форма была самой примитивной - овальной.Только со временем мастера научились делать флаконы разнообразных форм, а потом стали украшать их причудливой чеканкой и россыпью драгоценных камней.К концу XVIII века уже используют цветное стекло. Кстати, сохранился серебряный флакон того времени, выполненный в виде павлина, хвост которого сделан из цветного стекла. Это пример удивительно искусной работы мастеров эпохи Просвещения. Великосветские дамы предпочитали хранить духи в серебряных флаконах виде животных: представительницы прекрасного пола с особым трепетом относились к парфюмерным сосудам в виде кошечки или собачки, вновь и вновь наполняя их драгоценной влагой. Дамы использовали флаконы не только по назначению, но и как украшение будуара.Стекло считали самым идеальным материалом для парфюмерных емкостей. Наиболее широко было известно венецианское стекло: на небольшом острове Мурано, в Италии, где расположено огромное количество стекольных мастерских, выдували вазы, сувениры, украшения, составные части для светильников, и, конечно, флаконы.
В первой половине XIX столетия мастера-стеклодувы своим изделиям научились придавать бриллиантовую огранку, благодаря которой флаконы красиво переливались всеми цветами. В это же время в моде было цветное стекло: красное, синее и зеленое, напоминающее о рубине, сапфире и изумруде.
В XX веке появляется матовое стекло, которое стали называть «шелковым», а парфюмерные емкости теперь украшались изображением пейзажей или растений. Новое модное веяние - плоские грани, появившееся в то время, актуально и сегодня. Наряду со стеклянными распространяются флаконы из полудрагоценных камней, например из нефрита или малахита.
Сегодня известные парфюмеры свою продукцию, чаще коллекционную и в ограниченном количестве, нередко выпускают в хрустальных сосудах. Их выдувают по-старинному, те есть «вручную», и каждый получается эксклюзивным. Знаменитые стеклодувы изделия всегда отмечают авторским знаком.
Крышка флакона - весьма важная часть парфюмерного творения, которая заслуживает особого внимания. Если колпачок металлический или пластиковый, то внутри него непременно делают резьбу. Если крышечка стеклянная, то для плотного прилегания пробку или покрывают пластиковой оболочкой, или притирают. Для особой герметичности, обычно в элитной парфюмерии, колпачок изнутри покрывают тонкой бычьей кожей, смоченной в воде, что препятствует испарению ценной влаги.
Гениальным изобретением считают пульверизатор, который появился в 1870 году. Сначала он был неудобен в применении: эластичная трубочка была прикреплена к крышке и выведена наружу, а на ее конце находилась груша. В дальнейшем распыляющее устройство совершенствовалось, и сегодня оно представляет собой очень компактную конструкцию.
Парфюмерная продукция создается с целью воссоздания вокруг человека ауры, которая будет характеризовать его пристрастия, эмоции, настроения, взгляды на жизнь. Как вы понимаете, каждый человек обладает индивидуальными уникальными характеристиками, поэтому и духи должны подбираться строго по его параметрам. Вы же не будете покупать обувь 45 размера десятилетнему ребенку? Так и духи должны учитывать те особенности, которые характерны тому или иному человеку на данном конкретном промежутке его жизни. К слову сказать, эти факты зародились далеко не вчера. Человечество или, по крайней мере, отдельные индивиды, знали о магических свойствах духов много тысячелетий назад, о чем мы и расскажем в данной статье.
Итак, начнем с самого начала. Парфюмерия, как вид искусства, зародилось около 5 тысяч лет назад. По крайней мере, самые древние письменные источники, в которых есть упоминание о представителях парфюмерного ремесла, указывают на дату 2800 год до нашей эры. Нельзя точно указать на страну, где парфюмерия зародилась раньше всех. В те времена ароматами в эстетических и медицинских целях пользовались в Китае, Древнем Риме, Греции и Египте. Древние люди использовали целебные свойства эфирных масел при совершении гигиенических процедур, для маскировки неприятных запахов, как на теле, так и в жилище. После распада Римской Империи парфюмерное дело переживало не лучшие времена. Возрождение этой отрасли относится к 16 веку нашей эры, когда в моду вошли так называемые парфюмерные шарики. Что касается современных парфюмерных компаний, то подавляющее большинство из них зародилось на рубеже 18-19 веков.
В настоящее время не последнюю роль в парфюмерной продукции играет не столько запах, сколько «наряд» парфюма, то есть флакон. Их создают как для хранения, так и для демонстрации аромата. Чем изощреннее и изящнее будет флакон, тем за большую сумму можно продать аромат. Многие коллекционеры готовы выложить за уникальный дизайнерский флакон несколько сотен тысяч долларов. Совсем недавно на аукционе был продан эксклюзивный аромат «Сокровище моря» от дизайнера Рене Лалика, который обошелся счастливому обладателю в 216 тысяч долларов. Коллекционер не раскрыл своего имени.
Но перенесемся в век 18-й, когда наиболее модными считались флаконы для туалетного уксуса и нюхательной соли. Это были маленькие сундучки, которые можно было уместить на дамской перчатке. В настоящее время такой «сундучок» попал бы под пристальное внимание правоохранительных органов. Кроме того, в 18 веке большую популярность приобрела цветочная вода и эфирные масла, которые парфюмеры заключали в привлекательные емкости из стекла, являющиеся предками современных парфюмерных флаконов. Такую роскошь отныне мог позволить себе не только богач, но и просто зажиточный человек. Один только Наполеон Бонапарт в месяц заказывал для личного пользования не менее шестидесяти флаконов парфюма.
В середине 19 века на парфюмерную промышленность стала оказывать существенное влияние насыщенность и богатство викторианского стиля. Флаконы стали чеканиться из серебра. Сверху их украшали причудливые рисунки. Емкости инкрустировали керамическими цветами. Стекло шлифовалось настолько активно, что его грани сверкали на солнце подобно бриллиантам. Подобное великолепие очень нравилось дамам, которые скупали весь ассортимент парфюмерных лавок. Не менее модным на протяжении двух веков считалось приобретение флаконов из фарфора, которые в Европе были признаком идеального вкуса.
Следующая значимая для парфюмерии дата – 1905 год. В этом году Рене Жюль Лалик решил открыть в Париже свой первый небольшой магазинчик, где дизайнер продавал флаконы из стекла. Лалик наладил массовое производство стеклянных емкостей совместно с компанией Coty. При этом были использованы последние дизайнерские разработки, которые были поистине уникальными. Дизайнер знал, чем можно завоевать сердце любителей качественных ароматов. Лалик также прославился созданием потрясающе элегантных драгоценностей для императрицы Александры Федоровны и звезды Сары Бернард. Это был настоящий мастер ювелирного искусства, который с еще большим успехом применял свой талант для создания стеклянных флаконов. Работы Рене Жюль Лалика считаются классикой жанра Ар Нуво. Несколько десятилетий работы Рене Жюль Лалика характеризуются выпуском более тысячи превосходных флаконов, которые предназначались для шестидесяти фабрик. В начале 20 века именно Ар Нуво, наравне с Ар Деко, оказывали основополагающее влияние на весь модный и парфюмерный мир. Это влияние распространено и по сей день, хоть и не в той мере, как раньше.
С 1920 года весь культурный мир поклонялся новому стилю Ар Деко, который уверенно ворвался в элитное общество и занял там крепкие позиции. Что касается самой парфюмерии, то она все больше распространялась среди простого населения, хотя и у богачей пользовалась огромной популярностью. Выпуск парфюмерной продукции рос, как на дрожжах. Дизайн стал характеризоваться наличием модернистских настроений, которые соседствовали с сюрреализмом и кубизмом.
Стеклодельная компания Baccarat, которая была известна всему мире еще с 1764 года, в те времена занималась производством экспериментальных флаконов, которые использовались многими популярными парфюмерами, в том числе именитой Элизабет Арден. Флаконы выполнялись строго в вышеуказанных стилях, что приносило им еще большую популярность среди любителей парфюмерной продукции. С 1920 года и до самого начала Второй Мировой Войны, в дизайне парфюмов использовались угловатые и рельефные формы, которые присущи Ар Деко.
В 1922 году парфюмерный мир потрясла еще одна революция. Если раньше парфюмерный рынок был почти полностью заполнен натуральными цветочными запахами, то новый непривычный аромат от Коко Шанель поставил всех с ног на голову. Это был революционный парфюм, который наряду с натуральными субстанциями включал в себя синтетические компоненты. В создании данного аромата Коко Шанель помогал парфюмер Эрнест Бо, который эмигрировал из России. Как вы понимаете, парфюм получил название Chanel №5. Это наиболее известные духи прошлого века. Флакон нового аромата стал эталоном простоты и элегантности. В 1930 году Америка погрузилась в Великую депрессию. Именно в это время Жан Пато выпускает оригинальный парфюм Joy, который известен миру, как самые дорогие духи на планете. Этот аромат стал отчаянной, но безумно успешной попыткой парфюмера подарить людям роскошь, несмотря на мрачные времена. В 30 миллилитрах «Радости» используется более 360 роз и 10 тысяч цветов жасмина. Флакон аромата выполнен в том же Ар Деко. В нем чувствуются нововведения, которыми потрясла мир Коко Шанель.
По окончанию Первой Мировой мир снова познал все прелести использования богемского стекла, которому был дан второй шанс. Разноцветные, красочные, яркие флаконы Ар Деко широко распространились по всему миру. Генрих Гоффман, гениальный дизайнер того времени, обратил внимание всего мира на свои стеклянные флаконы, которые были выполнены именно из богемского стекла. Классические формы, геометрические мотивы, и пробки, которые совсем не соответствовали размерам флаконов – вот типичный облик парфюмов того времени.
Легенда моды 20 века итальянец Эльза Скиапарелли, который в свое время шокировал мир своей одеждой, выполненной из синтетических материалов, также пытался экспериментировать с парфюмерной упаковкой. В 1936 году весь мир узнал о духах Shocking, флакон которых был выполнен в виде женского тела. Чуть позже публике были представлены духи Le Roi Solei, колпачок которого завораживал солнечными формами, приданными ему самим Сальвадором Дали. Отголоски тех времен слышны и по сей день. Так, вдохновленный сотрудничеством Скиапарелли и Дали, Мэрлин Мэнсон несколько лет назад выпустил собственные духи.
Сразу после окончания Второй Мировой Войны, мир начал восстановительный период. Причем восстановление касалось не только инфраструктуры, но и дизайнерской, парфюмерной отрасли. Весь мир узнал о таком замечательном материале, как пластик. Флаконы стали получать прекрасные и легкие пластиковые колпачки, а сами емкости производились из промышленного стекла. Материалы были недорогими, но цена накручивалась броскими рисунками и формами, которые делали из парфюмов настоящее произведение искусства. Именитый модельер шляп и аксессуаров Лили Даше выпускает флакон в форме пуделя, который предназначается для парфюма Dashing. Следом идет аромат Drifting, флакон которого имеет форму женской груди. В 1947 году выпускается аромат New Look от модного дома Christian Dior, а затем и парфюм Miss Dior, которые до сих пор считаются символом утонченности и элегантности. Первый парфюм Nina Ricci имел изящные формы в виде прекрасного сердца. Флакон разрабатывался дизайнерским домом Lalique, который знаменит своей работой над ароматом L’Air du Temps.
В конце указанного периода американский химик бельгийского происхождения изобрел нерастворимую искусственную смолу, которая была названа бакелитом. Это позволило производителям парфюмерии в значительной степени снизить стоимость производимых флаконов.
Современный период производства флаконов начался в 1960 году и имеет очень сильное влияние маркетинга. Вплоть до 1970 года весь мир пользовался маломерными флаконами, которые сменили роскошные упаковки. Эти флаконы отличались минимальной стоимостью. Магазины впервые продемонстрировали миру ароматизированные полоски бумаги. Впервые этот рекламный трюк был придуман Giorgio Beverly Hills, что позволило увеличить продажи парфюмерии в несколько раз.
В конце прошлого века конкуренция на парфюмерном рынке достигла своего пика. Вследствие этого, каждый производитель пытался блеснуть своей оригинальностью, дабы привлечь покупателей на свою сторону. Производители флаконов не забывают про использование стекла, которое идет наравне с ультрамодными материалами. Парфюмерный рынок получает продукцию, которая выпускается ограниченной партией или limited-edition. Впервые этот ход был применен в 2000 году модным домом Dior. Несмотря на вулкан дизайнерских идей, новые мысли начинают подходить к концу. Изобретение нового все больше походит на старое. Новый флакон парфюма Insolence от Guerlain был признан похожим на флакон парфюма, выпущенного французским брендом Cardiet Design. И все же некоторые идеи все еще могут удивить своей оригинальностью. К примеру, аромат J’S от Жака Каваллье, который разработан Хуаном-Карлосом Рустразо, в буквальном смысле обладает элементами пирсинга. В флакон продето серебряное кольцо.
Великая Донна Каран как-то сказала, что аромат – это нижнее белье, которое нельзя увидеть. Но эта невидимость не мешает выставлять напоказ флакон, который хранит в себе драгоценный букет. Мы любим ароматы носом, но если есть на что посмотреть – это также приятно.
http://www.taraplast.ru/vse-tovari.php Общий список товаров
Источники:
http://www.naturalika.ru/istoriya_flakona
http://www.laromat.ru/article/12/